В областном реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями дети, получающие социальные услуги в режиме амбулаторных занятий, посещают адаптационные группы. Целью таких занятий является обеспечение ранней помощи, социализации и адаптации детей с особенностями развития к поступлению в учреждения образования.
Переход ребенка от семейного воспитания к детскому саду или школе является непростым периодом для всей семьи, требующим правильной подготовки. Многим семьям, воспитывающим «особенных детей», необходимо преодоление трудностей при поддержке специалистов.
Дважды в неделю дети посещают вместе с родителями групповые занятия в адаптационных группах. Учитывая психоэмоциональные, возрастные особенности и навыки, сформированы две адаптационные группы: младшая – от 0 до 3-х лет и старшая – от 3-х до 11 лет.Исходя из потребностей ребенка и семьи, занятия проводят психолог, инструктор по адаптивной физкультуре, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель. Помимо развития когнитивных, эмоциональных, коммуникативных навыков ребенка и его социального функционирования, посещение групповых занятий способствует гармонизации детско-родительских отношений.
Результативность такой формы работы в сочетании с индивидуальными занятиями педагогов и социально-медицинскими услугами подтверждают следующие данные: у 94% детей, получивших групповые занятия, отмечается стабилизация психоэмоционального фона, у 82,4% повысилась мотивация к занятиям и снизилась гиперактивность.
Детям, которым требуется более длительный период подготовки к переходу в образовательные учреждения, решением медико-педагогического совета учреждения рекомендуют курсы социальных услуг в условиях группы дневного пребывания. Такие курсы с индивидуальной продолжительностью от 2 недель до 6 месяцев способствуют успешной адаптации малышей с особенностями развития в детском коллективе и освоению ими необходимых социально-бытовых навыков.